Облачные сервисы в бизнесе
Облачные сервисы сегодня активно используют частные лица и бизнес. Они по максимуму сокращают использование физических носителей – все данные, причём в огромных объемах, находятся в виртуальной плоскости, а доступ к ним может иметь сразу большое количество пользователей из любой точки мира. Нужно ли это бизнесу?
Что такое облачные сервисы
Облачный сервис – комплекс технологий, с помощью которого можно решать разные задачи: разрабатывать, запускать пользовательские и корпоративные приложения, хранить и обрабатывать большие объемы информации.
Всего существует три облачных сегмента:
- IaaS или Infrastructure-as-a-Service – пользователь арендует виртуальные ресурсы, хранилища или сервисы;
- PaaS или Platform-as-a-Service – пользователь арендует не только ресурсы, но и готовые базы данных, ОС, средства для разработки, тестирования, развёртывания программ;
- SaaS или Software-as-a-Service – пользователи арендуют готовые сервисы и приложения без их последующей установки, обслуживания или обновления (этим занимается провайдер).
Есть и другие, более узкоспециализированные сегменты, например, AIaaS, DSaaS, в которых в качестве услуги предоставляются искусственный интеллект, обработка данных и др.
Облачные услуги предоставляют компании, которые еще называют облачными провайдерами. Они не только создают и сдают в аренду специализированные сервисы, но и делят их на сферы в соответствии с потребностями клиента. То есть, услуги сегментируются в области науки, ИТ, бизнеса.
Кто пользуется
Наиболее востребованы облачные сервисы для хранения огромных массивов информации – пользователь может моментально и вне зависимости от местонахождения получить доступ к контенту, фотографиям, приложениям, документам, причём для этого не нужны физические носители.
Бизнес сегодня активно использует облако, чтобы:
- обеспечить сотрудникам, в том числе удалённым, доступ к информации;
- организовать совместную работу нескольких пользователей;
- обеспечить условия для мгновенного обмена информацией и документами;
- сократить расходы на покупку дорогостоящего ПО.
В зависимости от выбранного облачного сегмента компании решают различные бизнес-задачи. Например, с помощью SaaS можно пользоваться программным обеспечением по подписке, причём получать доступ к любому софту вне зависимости от количества сотрудников. А IaaS сокращает расходы на обслуживание ИТ-инфраструктуры.
Raconteur прогнозирует, что уже через 4 года количество операций с информацией в сутки на одного пользователя увеличится почти в 4 раза. В 5 раз больше будет объём данных – до 175 зеттабайт. Облака – масштабируемые, востребованные технологии, спрос на которые будет расти в ближайшие десятилетия.
Сценарии использования
С помощью облачных сервисов можно:
- организовать резервное копирование;
- протестировать новые продукты до тех пор, пока они не уйдут массовому потребителю;
- перенести часть или все бизнес-процессы в облако;
- обрабатывать большие объемы данных;
- арендовать софт;
- разворачивать пользовательские или бизнес-приложения, системы ИИ.
Как можно экономить с помощью облака? Такие сервисы позволяют оплачивать услуги в рамках модели pay as you go. То есть, компания тратит средства только на те мощности, которые использует. Кроме экономии денег сокращается и расход времени – можно не отвлекаться и уделить больше внимания собственно развитию бизнеса. А еще с помощью облака компания может избежать расходов на покупку нового оборудования и его дальнейшего обслуживания, если использует IaaS.
Нуждается ли мой бизнес в облаке?
Особенность облака в том, что такие сервисы универсальны – ими пользуются банковский и государственный секторы, образовательные и научные учреждения, онлайн-магазины, крупные промышленные предприятия и ИП.
Любая организация или компания, которая так или иначе связана с данными, имеет собственную ИТ-инфраструктуру, может использовать облачные технологии. Они сделают бизнес-процессы гибкими, эффективными и оперативными, что в конечном итоге повысит конкурентоспособность компании.
Облачные технологии могут существенно облегчить работу различных подразделений компании:
- для отделов продаж и маркетинга – упрощённая разработка маркетинговой стратегии, обеспечение доступа всех специалистов к информации, оптимизация продаж, анализ поведения клиентов;
- для отделов управления персоналом – упрощение документооборота, процедуры найма и увольнения сотрудников, обучение персонала без отрыва от основной работы;
- для службы поддержки клиентов – организация сервиса самообслуживания, уменьшение нагрузки на операторов, централизация информации, упрощённое взаимодействие с клиентами.
В своём бизнесе можно использовать облачные решения как хранилище резервных копий, резервную площадку, площадку для пиковых нагрузок, среду развертывания новых проектов, для миграции всей инфраструктуры в облако и отказа от локальных сетей.