Как улучшить управление ИТ-отделом в бизнесе
Любая компания, в которой есть собственный IT-отдел, должна регулярно прилагать усилия для того, чтобы он эффективно работал. Сюда входит и обучение персонала, и поддержание работоспособности техники, и в целом отслеживание и улучшение функциональности ИТ-инфраструктуры. И каждый из этих процессов можно улучшить. Рассказываем, как именно это сделать.
Причины плохого управления ИТ-отделом компании
Неэффективная работа ИТ-отдела может быть вызвана следующими причинами:
- Отсутствие SLA-соглашения и, как следствие, нечеткие границы ответственности. В подавляющем большинстве случаев это касается ситуаций, когда ИТ-инфраструктура обслуживается полностью силами сотрудников компании. Это исключено, если она переходит на IT-аутсорсинг. Соглашение об уровне обслуживания в этом случае – первый этап начала работы. Благодаря этому документу чётко разграничены уровни поддержки, описан объём услуг и их стоимость, рассчитаны трудозатраты и примерное время решения проблем. Если SLA нет, то контролировать процессы, а также затраты становится очень сложно.
- Не учтены метрика, техническая статистика. Собственный IT-отдел компании редко работает по заранее составленному четкому плану, в то время как при переходе на IT-аутсорсинг и при подписании с подрядчиком SLA-соглашения ему приходится следовать плану, а эффективность можно отследить по заранее определенным KPI.
- Отсутствует экспертная оценка, не ведется работа с сотрудниками. Часто обучением сотрудников IT-отдела занимается руководство компании, в то время как при переходе на аутсорсинг эта обязанность ложится на подрядчика. Это не просто прихоть заказчика, а необходимость, которая позволяет добиться поставленных KPI. Кроме того, штатные сотрудники компании видят только бизнес-процессы внутри неё, а IT-аутсорсинговая компания общается со многими заказчиками, внедряет новые знания, навыки, что позволяет добиться максимальной эффективности работы ИТ-инфраструктуры.
- Отсутствует необходимый уровень кибербезопасности. Пренебрегать этой составляющей работы информационного отдела нельзя. Особенно, если сотрудникам предоставлен доступ к конфиденциальной информации, в том числе финансовой. Подрядчик может дать гарантии сохранности данных – он дорожит репутацией.
Есть и другие моменты, которые влияют на эффективность работы IT-отдела. Например, штатные сотрудники могут заболеть, уехать в отпуск, уволиться, в то время как сотрудники подрядчика взаимозаменяемы.
Как улучшить эффективность управления IT- отделом
Чтобы управлять ИТ-отделом эффективно, руководителю компании важно обратить внимание на такие моменты:
- Насколько быстро работают бизнес-приложения. Это отражается на производительности труда сотрудников, не дает потерять важных клиентов, позволяет сохранить нужную информацию и в целом работать быстрее.
- Достаточно ли компетенции ИТ-специалистов. Если сотрудник недостаточно компетентен, в форс-мажорной ситуации компания может потерять репутацию и деньги. Причем это иногда касается не только новичков, но и специалистов с опытом. Выход в этой ситуации всё тот же – передача части или всей инфраструктуры в целом на аутсорс, где наверняка найдется специалист, способный решить практически любую проблему клиента.
- Насколько эффективно защищены данные. Киберзащита должна стать одним из приоритетных направлений работы информационного отдела. Последствия кибератак могут отразиться на финансовом благополучии бизнеса, испортить репутацию.
Прежде чем улучшать работу ИТ-отдела, определите приоритетные задачи – будут ли это меры по обеспечению сохранности данных или модернизация техники, зависит от сферы деятельности и масштаба компании.
Не забывайте, что повышать квалификацию сотрудников нужно регулярно, иначе их компетентности будет недостаточно, чтобы оптимизировать бизнес-процессы. Не бойтесь взаимодействовать с IT-специалистами других компаний, в том числе аутсорсинговых, всегда ведите техническую статистику и метрику, регулярно проводите ИТ-аудит, чтобы решать проблемы не по мере их возникновения, а в принципе не допустить сбоев в работе ИТ-инфраструктуры.